воскресенье, 25 ноября 2018 г.

XVII Национальная конференция по микрофинансированию, 28-30.11.2018, СПб

Уважаемые коллеги, партнеры, друзья! 

НАУМИР и Российский Микрофинансовый Центр приглашают Вас  на очередную текстовую онлайн трансляцию с XVII Национальной  конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ», которая состоится  28-30 ноября 2018 в Санкт-Петербурге. 

С программой конференции можно ознакомиться на официальном сайте конференций РМЦ. 

Онлайн трансляции будут вестись со всех пленарных заседаний Конференции и  Правового форума.

28 ноября  
9.30-11.30   Правовой Форум. Дискуссия:  Тенденции развития законодательства о                                  микрофинансировании: новые вызовы и новые решения
15.00-17.30  Торжественная церемония открытия Конференции. Пленарное заседание

29 ноября  
9.30-11.30   Пленарное заседание: Взгляд рынка на трансформацию микрофинансов

30 ноября
9.30-11.30
  Дебаты. Стандартизация vs кастомизация
Участники: Минкин Юрий Павлович, председатель Правления КПК «СОЮЗ»
Лазутин Алексей Александрович, председатель Совета «Национального объединения ломбардов»
Ждем Вас на наших онлайн трансляциях.....

28 ноября 2018г.
9.27 Доброе утро, микрофинансисты  всей страны! Через несколько минут начнет работу 16-й Правовой форум.


В работе Форума примут участи  Иван Козлов, Роман Новиков, Алексей Чирков (Банк России), Эльман Мехтиев, Виктория Тагирова, Михаил Шварц.


Открывает форум Елена Стратьева, и.о. Президента НАУМИР.
Форумы  - это площадка для того, чтобы поговорить о том, что будет послезавтра. Мы будем много говорить о стратегии с подробным анализом сегодняшнего дня. Нужно обозначить проблемы в глобальном регулировании всего микрофинансового рынка.
Успешной работы всем участникам Форума! Надеюсь, что будет дискуссия. 
Форум и Конференция не только место подведение итогов, но и попытка заглянуть в будущее.


9.37. Анна Байтенова. Подведем итоги прошедшего года.  Возобновил работу Экспертный Совет при Госдуме. Процесс, можно сказать, пошел. Нам удается через депутатские запросы затронуть ключевые для сектора вопросы.
Если у рынка есть идеи и вопросы, которые до центра не доходят, то Экспертный Совет - это тот орган, который может в этом помочь.

В Россию пришел FATF. Лучше все вопросы по ФЗ-115 закрыть. У кого они еще не закрыты.

"Нас услышали" по нескольким вопросам, в т.ч. и по срокам перехода на ЕПС.
Разработана дорожная карта развития некоммерческих МФО.
Проект резолюции Форума в раздаточных документах. Прошу на секционных заседаниях ее обсудить и дополнить.

Вопросы требующие решения: применение ККТ, экономические рычаги для динамики роста сектора в целом и каждой отрасли отдельно, неоднозначная судебная практика, развитие законодательства о ломбардах, вопросы взысканий, удаленной идетификации.

9.47 Елена Стратьева.  Ломбарды просят перенести сроки перехода на ЕПС. МФО уже в ЕПС.  Из тех (в том числе среди ломбардов), кто еще не перешел, есть те, кто уже готов перейти и они , наоборот, за то , чтобы отсрочек не было.
ККТ. Банк России несколько устраняется от этого вопроса, говоря о том, что все, что связано с ККТ  относится к Минфину. Мы бы хотели, чтобы ЦБ тоже подключался к этому вопросу.

Меняется парадигма рынка и СРО. Нужна ментальная перестройка участников рынка для правильного восприятия СРО.

9.52. Роман Новиков. Мы ввели в практику обсуждение консультативных докладов и готовы к выработке единой позиции. Хотелось бы, чтобы рынок воспринимал документ, как свод планов на будущее.
У нас будет достаточно времени, чтобы сгладить неровности при следовании по дорожной карте.
Направелния: допуск на финрынок, требования  к капиталу (МФО), к менеджменту,
Требования к резервам . Изменения начнутся  в первой половине 2019г. Рынком воспринят положительно.

Экономические нормативы. Будут приводиться в соответствии с ЕПС и с расчетом долговой нагрузки заемщиков.
Отчетность. Разделена для МФК и МКК. ЦБ в этом плане все устраивает. Будут уточняющие изменения по срокам предоставления отчетности для КПК с 3,0к тыс. пайщиков и менее. Это же касается и бизнес-планов.
Процедура согласования менеджмента. у КПК с 3,0к пайщиков обязательное согласование с ЦБ, у малых и МКК - нет.
Сбор отчетности. СРО собирает отчетность с мелких членов и передает ее в ЦБ. Крупные отчитываются  в ЦБ напрямую
Ломбарды. Есть намерение улучшить жизнь и регулирование их деятельности через изменение закона. Такой законопроект ЦБ готовится. Все ломбарды постепенно ( в течение года)  войдут в реестр ЦБ.
Процедура включения ломбардов в реестр  будет проста и  аналогична процедуре для МФО. Ломбард может быть исключен из реестра как по добровольному заявлению, так и за нарушения по инициативе ЦБ. 

Ломбарды  будут не вправе привлекать денежные средства физлиц. Эта норма тоже будет закреплена в законе. 
Разрешенные виды деятельности ломбардов будут расширены - сдача в аренду недвижимого имущества и деятельность как платежного агента банка. 
ЦБ нужно в реестре не количество, а качество. Поэтому требования к качеству предоставляемых документов для  внесение МФИ в госреестр будут высокими.

Елена Стратьева. Есть практика, когда компания исключена из реестра, а она об этом еще не знает. А один день работы вне реестра - это состав преступления. Нужно очень аккуратно подходить к введению уголовной ответственности.

Роман Новиков. Мы рассматриваем наступление уголовной ответственности руководителя  только после череды административных нарушений. 


10.33 Сергей Баландин (Банк России).  Будущее развитие невозможно без роли СРО. Правда, их роль как контролера воспринимается не однозначно. А роль эта будет усиливаться.
Судебная практика между СРО и их членами. Во многом она определит будущее в развитии.

Споры по взносам. Суды встают на сторону СРО, указывая на то, что организация, вступая в СРО принимает на себя обязательства по уплате взносов. Требования СРО в этом плане обоснованы. Суды учитывают фактический срок пребывания организации в членах СРО и из этого определяют задолженность.
Вторая категория дел - споры по предоставляемым в СРО документов, в т.ч. отчетности. Участники рынка болезненно реагируют на запросы СРО по предоставлению отчетности. Во всех случаях суды стоят на стороне СРО  и отказываются просьбы истцов (членов) об отмене дисциплинарных мер, принятых Дисциплинарными комитетами СРО.
Разбираются конкретные случаи из судебной практики...






11.00 Елена Стратьева.  СРО выполняет еще и функцию защиты и лоббирования. Для этого нужна статистика, которую СРО просит у своих членов. Эти данные помогут сделать жизнь легче.
11.05 Сергей Баландин. У рынка нет будущего без института саморегулирования. Будут  усилены требования ЦБ  за тщательностью осуществляемого СРО контроля. СРО не так много, чтобы их легко было поменять. Мы налаживаем информационный обмен между ЦБ и всеми СРО. Те, кто исключен из одной СРО будут просто вне рынка.



11.07. Эльман Мехтиев  Хочется обозначить реперные точки.  Где граница надзора?   Есть много общего в регулировании. Когда мы договоримся об общем, тогда мы сможем сформулировать свои предложения регулятору. 
Сквозная тема для всех - данные. Банкирам тема пропорционального регулирования более-менее понятна. Для микрофинансирования вопрос стоит - где те границы отчетности, которые соответствуют пропорциональному регулированию? Если отрасль сможет договориться о том - какие риски соответствуют какому регулированию, то снимется вопрос, а сколько данных давать регулятору для того, чтобы быть в той или иной модели пропорциональном регулировании.
Роль финансового омбудсмена. Пусть он будет арбитром в тех вопросах, где участники рынка не смогут проверить своего заемщика, но могут ему доверять.
Идентификация клиента.  Дайте возможность клиенту сдавать биометрию где угодно (Почта России, МФЦ и т.п.)  и дать всем кредитным и некредитным учреждениям пользоваться этими данными. Если мы хотим иметь довольного потребителя, то любой сектор должен иметь возможность оказывать схожие услуги, пользуясь данными биометрии.  В этом плане нужна единая позиция рынка, которая будет опережать  позицию регулятора. Почему сейчас рынок регулируется дважды или трижды разными инструментами (ПСК, иксы и тп.) ?

Трансляция пленарного заседания Правового форума завершена.
Следующая трансляция с Торжественного открытия 17-й Национальной Конференции в 15.00.



  
15.10. Все готово к Торжественному открытию конференции....  

В соответствие с программой модератором открытия будет Алексей Саватюгин. 
Выступающие,  Чистюхин Владимир, Мамута Михаил, Кочетков Илья, Князев Олег, Педро Диас, Стратьева Елена, Тетерина Елена, Шаров Андрей.

15.18 Алексей Саватюгин открывает пленарное заседание.

Слово предоставляется Елене Стратьевой.

Благодарит участников за проявленное доверие организатором и участие в конференции.
Более 1,7к МФИ покинули рынок, во всяко случае, официально.
К ключевым событиям 2018 г. относятся

Реформа перехода МФИ на ЕПС и ОСБУ
Принят пакет законов об уполномоченном по правам потребителей финуслуг
Введены требования к деловой репутации.

Рынок сделал "февральские" предложения регулятору по ПДЛ и ежедневной процентной ставке.
Более 20 совещаний и встреч с ЦБ и Годсумой
Если все останется как есть, то введенные регулятором изменения коснутся всего рынка.  Уход с рынка или  в "тень" большинства игроков из ПДЛ. Существенное изменения бизнес-процессов и экономики большинства МФИ.

2011 МФО (в т.ч. 54 МФК и 222 МФО предпринимательского  финансирования), 4794 ломбарда.
Что стало с рынком? Он становится более регулируемым, социально ориентированным.
ЦБ представил концепцию пропорционального регулирования.
Жалобы в ЦБ. Динамика обращения граждан в ЦБ на периоде 2015-2017г. отрицательная. 

Какого регулирования мы ждем? Стимулирующего и сбалансированного, что снизит "токсичность" рынка.  Это и будет "трансформацией" рынка. Для этого нужна четкая стратегия.
Что нужно рынку? Не противостояния МФИ и регулятора, а МФИ&Регулятор

Что предлагаем?
Решить вопросы фондирования, доступ к базам данным, решение проблем с "раздолжнителями" и др.

15.36 Чистюхин  Владимир.   Спасибо организаторам конференции. Она одна из главных на микрофинансовом рынке.  Это естественная площадка, где мы свободно обмениваемся мнениями. Хотя мы и так постоянно встречаемся .
Есть общая тенденция. Рынок микрофинансирования  сжимается, количество участников уменьшается. Те, кто уходит с рынка - это в большинстве своем - не действующии компании.
С точки зрения наращивания портфеля - она другая и разнонаправленная .

2001 организация на 1 октября. Одни приходят - другие уходят, но в целом остаются стабильные и системные организации.  
Рост портфеля на 30%. Это очень много. Никто на финансовом рынке не сравним по таким темпам.
МФК. Мы надеялись, что это будут устойчивые компании. Тем не менее часть из них исключена из реестра.
КПК. Тоже сокращение в секторе.  2360 КПК. Сокращение за год 14% . 56,5 млрд. руб. Рост портфеля не более 5%

СКПК - 1092. Сокращенине на 15,5%. Портфель не изменился - 14,0 млрд. руб.
Ломбарды сократились на 20%. Их портфель сократился на 3,5%
Как видите в разных секторах все по-разному.

Розничный клиент ищет где получить как можно быстрее заем с минимум документов и где есть хорошая доходность.

КПК разделены на 4 категории. Кто не осуществляет деятельность (1340 таких КПК) всего 2360. т. е. 50% КПК - мертвые души.
Вторая категория - откровенные финансовые пирамиды , таких 161 КПК.  
3 категория - Финансово устойчивые КПК  - 609
4 категория Не финансово устойчивые КПК - 245

Начали более глубокое изучение СКПК. 

Финтех  - одно из направлений развития рынка.  МФО уже дышат в затылок и даже обгоняют крупных по инновационными технологиям. Им еще пока что  не хватает масштаба.  
Второе направление - обеспечение финансовой доступности, которая не будет влечь за собой закредитованность. Гражданин должен быть защищен сам от себя - говорят законодатели.  Осознанные выбор в пользу защиты потребителя от само себя.
Третье направление - реализации концепции пропорционального надзора и повышение роли СРО. Прием отчетности от своих членов, передача контрольных функций от ЦБ. Весь малый сегмент должен перейти в надзорном плане под  СРО. От ЦБ требуется методика и инструментарий. Эту дорогу мы пройдем не за 2 и не за 3 года. Процесс долгий, но движение это правильной. Мы должны экономить ресурсы государства, там, где риски не велики.


15.57. Тетерина Олеся (Минэкономразвития России). Разработан нацпроект по малому бизнесу. Определены показатели: занятость, доля МСП в ВВП, количество субъектов МСП в экспорте
Сейчас 19,0 млн. занятых  и их доля в ВВП - 2,5%
Задача достигнуть  показателя 32,5% .

Расширение доступа МСП к финансированию. Заложены несколько инструментов. Как модернизированных старых, так и совершенно новых.
МФИ  рассматриваем как один из инструментов  нацпроекта на территориях.  Особенно не охваченные коммерческими банками.


Мы за оптимизацию отчетности по реализации нацпроекта.
Мы за поиск дополнительных источников фондирования, к сожалению средства по нацпроекту ограничены. Вместе с ЦБ рассматриваем МФИ как один из источников для займов МСП.

Многие МФО ушли с рынка с ужесточением регулирования. Уходят слабые и те кто не вел деятельность. 

16.08. Михаил Мамута Рынок микрофинансирование глазами потребителей. Потребитель воспринимает рынок совсем не так, как регулятор. Потребитель ждет удовлетворенности от рынка.
Регулятора волнует социальное восприятеи рынка населением. Рынок работает как правило не с самыми богатыми людьми. Это должно накладывать ответственность.  Включение МФО и КПК в нацпроект - это большой прорыв.  Показана уникальность МФИ и их гибкость. Это подтверждено всеми регионами, поэтому МФИ  в нацпроекте.  Мы будем рады если нам удастся доказать растущую эффективность МФИ в поддержке МСП.
Люди жалуются в ЦБ. В большей доле - на процедуры взыскания.  Темп прироста жалоб на МФИ снижается.  Это позитивный момент.  Беспокоит рост по отдельным направлениям и оказываемым услугам - жалобы на займы, которые потребитель не получал и жалобы на несоблюдение МФИ правил 2Х.

Поведенческий надзор. Направлен на контроль качества МФИ и потребителей финуслуг. В 2018 стали внедрять превентивную часть поведенческого надзора - предупреждающий надзор, он же консультативный надзор для предотвращение наказания.  Было проведено 166 превентивных мероприятий (проверок). Он следует из анализа рисков по каждой организации. Основа - наличие жалоб на конкретные МФИ. Все данные попадают в матрицу в ту или иную зону. Уделяем внимание тем, кто попадает в "красную зону".

В 2019 году будет делать такой надзор всеохватывающим.  Проблему можно лечить на ранней стадии, при работе сообща.  Порядка 600 МФО и КПК вообще не заключили договоров с БКИ. Это в принципе не приемлемо. Это нарушение права потребителя на формирование им кредитной истории.
Онлайн кредитование. Мы проанализировали ситуацию. Есть компании, на которые не жалуются, есть рекордсмены по жалобам. Будем прорабатывать эту проблему, пока она не будет решена.

Нелегальный рынок кредитования и взыскание. Подготовлены поправки в законодательство. Нелегальные кредиторы будут лишены судебной поддержки. Переданный долг нелегальным взыскателям тоже будет лишен судебной поддержки для кредитора и для непрофессионального  взыскателя.

Краудфандинг. Мы видим серьезный рост рынка.  Он вырос в 1,5 раза за этот год, а годом ранее - в 2 раза. Разработан законопроект о краудфандинговом рынке и он готовится ко второму чтению. 

Финансовая грамотность. Много проблем с непониманием потребителей основ финансовой деятельности.  Непонимание влечет разочарование и далее приходит недоверие к рынку. Чем грамотнее потребителей, чем клиентоориентированы компании - тем устойчивее будет рынок.


16.33 Илья Кочетков.  Количество  МФО снижается,портфель растет. Растет также средняя сумма займа во всех сегментов рынка. Для МСП - вообще на 45% Рост портфеля идет за счет МФК (54 шт) - это 57% совокупного портфеля МФО.
Стабильный рост в сегменте онлайн кредитования.   Рост рентабильности на 8,5%. Резервы формируются и растут.  Жалобы. Основные проблемы- возврат задолженности (71%) , оспаривание факта заключенных договоро (12% жалоб) .

Ограничение предельной долговой нагрузки  С 3Х до 1,5Х
Ограничение ежедневной процентной ставки до 1,0% в день.
Спец продукт 10 тыс. на срок 15 дней с фиксированной платой в пределах 3,0 тыс. руб.
Мы слышим мнения от рынка. Они разные. Есть кто не готов перестраиваться, но есть и те, кто готов и хочет. 

Разработаны  правила по использованию наличных в кассах МФИ.

Метки в поисковиках  (Яндекс). Кликнув по метке можно сразу попасть в реестр ЦБ. По проекту "Маркировка" ежемесячно более 400,0 тысяч кликов.

Просчитали индекс имиджа МФИ. Он увеличился на 32,3%

16.50 Марина Абрамова (Сбербанк) . Куда движется Сбербанк в деле поддержки МСП. МФК "Выдающиеся кредиты" .  (Идет презентация МФК.) Портфель -  1572,0 млн. руб. . Сумма займа - до 1,5 млн руб.  Запускается продукт  с суммой до 3,0 млн. руб.  Расширение присутствия - на всю страну. Подписание договоров онлайн.
Далее идет презентация. (будет в итоговых материалах на официальном сайте конференции)





17. 30  Пленарное заседание закончено. Текстовая трансляция тоже.  Следующая трансляция будет завтра 29.11.18 в 9.30


Видео запись трансляции открытия Конференции на нашем канале YouTube  https://www.youtube.com/watch?v=avNGwTODofc

29 ноября 2018г.



9.40 Открывает пленарное заседание второго дня модератор  Василий Солодков

9.42 Иван Козлов (Банк России) 
Проведение проверок проходит не на периодической основе. Если нет жалоб и негативной информации об организации, то наши инспекторы к вам не придут. Если все же пришли, то они осуществляют рискориентированный подход и не проверяют все подряд. Проверки   гибкие, формализованные.
Выездные проверки за год: МФО - 108 ,КПК  -24, Ломбарды - 12.


Выездные проверки - это инструмент поведенческого надзора.
Исходим из того, что все участники рынка более или менее стабильны.  С этого года перечень объектов расширен.  

Контрольные мероприятия (контрольная закупка). Проводится как с выходом на место, так и дистанционно. Проводятся сотрудниками подразделения безопасности Банка России. 

У рынка много вопросов насчет контрольных мероприятий. Перечень этих вопросов у нас есть и мы их учтем в работе. В стадии активного обсуждения внутри Банка России содержание Акта по результатам проверки. По некоторым позициям идет дискуссия и окончательный проект типового Акта по результатам проверок еще не утвержден. Все появится на сайте ЦБ, мониторьте его.

Финансовые пирамиды. Ими увлекаются как нелегальные организации, так и те, кто состоит в реестре ЦБ. ЦБ очень активно взаимодействуют с правоохранительными органами. Возбуждаются уголовные дела, руководители задерживаются. В том числе и те, кто на прошлой конференции получал какие-то дипломы. 

Большинство таких организаций уже покинули этот рынок. Присутствующих предупреждаю, чтобы не уходили в эту темную сторону деятельности, так как она будет пресекаться. 

У всех сегментов рынка есть проблемы с ФЗ-115. Оформление займов по недействительным паспортам, использование онлайн систем кредитования без изучения клиентов, веерной раздачей. Нормального бизнеса на этом не построишь.  Особенно тогда, когда свои работники воруют у своей же организации. 

Усиление процедур внутреннего контроля поможет решить проблемы МФИ, тем более, что они не настолько затратны.  Нужно обучать персонал, в том числе не только за счет платных курсов, но и посредством внутренних инструктажей.

СРО. Требуйте от своих СРО, чтобы контроль в отношении вас был качественным. Он, конечно же, будет намного мягче контроля ЦБ. 

У проверяющих есть право запрашивать любую информацию по теме проверки (включая видеозаписи).  Если создаются искусственные препоны для проверяющих - составляется акт на руководителя. Если у проверяемого есть претензии по ходу проверки - оформляйте их письменно мотивированно и без эмоций.
Старайтесь не нарушать закон, желаем вам развития.


10.07 Андреев Владимир (Альфа-Банк, СПб) . Мы стараемся вести диалог с предпринимателями.
Помимо ФЗ-115 есть еще довольно много нормативных документов и писем ЦБ, которые более детально конкретизируют работу банка. У банков есть такая мера, как отказ от проведения платежного поручения. При этом он незамедлительно уведомляет об отказе  Росфинмониторинг, а тот уведомляет все остальные банки. Так контрагент попадает в "черный список".
МФО могут проводить идентификацию своих клиентов при наличии договора с банком (банк проводит идентификацию для МФО). У банка есть для этого внутренние сервисы  и подключение к различным внешним сервисам.
Контроль безналичных операций. Анонимные электронные платежи относятся к высокой группе риска. Финмониторинг смотрит как на списания, так и на поступления.


10.18  Алексей Лазутин. Ломбарды появились еще при монархии, функционировали при социализме и надеюсь, что будут функционировать и дальше.  При царе ломбарды были зданиями в несколько этажей, которые принимали в качестве заклада все. Сейчас ломбарды совсем другие, если мы говорим о трансформации.  

Усиление регуляторной нагрузки. Более 50% участников рынка - микропредприниматели. Наблюдается уход в смежные сегменты без нарушения законодательства (ломбард - комиссионный магазин). 

Что видит наш потребитель? 
- Он видит что ему при получении займа на 7-8 тыс. рублей зачем-то нужно заполнять несколько бумажек.
- Много разных организаций, которые называются ломбардами (квазиломбарды, которые могут реализовывать залоги до наступления срока)
- Теперь потребитель может пожаловаться в ЦБ 

Сценарии развития на 1-3 года.
Консолидация рынка ломбардов
Усиление регуляторной нагрузки
Саморегулирование
Подключение к внешним сетевым провайдерам

3-5 лет
Сетевые ломбарды
Отраслевые стандарты

5-10 лет

- Привычные ломбарды исчезнут, их заменят некие розничные объекты, получающие агентские вознаграждения по партнерским программам
- Р2Р - основной истончик фондирования небанковских институтов


10.29 Александр Норов Говорим с 2000 года о том, чтобы кредитная кооперация продолжала не только существовать, но и работать.  
В рамках концепции  ЦБ по развитию финансового рынка много что есть про регулирование и надзор.  Чуть более 1000, что есть в реестре, идет сокращение рынка. Это происходит во всем рынке. При этом там КС не уходят с рынка. Они  объединяются и продолжают решать свои задачи. 

133 КПК до сих пор не входят ни в одну из СРО.  Личные сбережения 60 млрд . руб.
61 КПК - в ТОПе   - у них более 60% всех сбережений.

593 млн. руб. - сумма всех компенсационных фондов СРО. Но это только    1,4% собранных средств.   За эти годы из них выплачено 29,0 млн. руб. Остальное просто аккумулируется.   Крупным кооперативам в случае форсмажора компенсационный фонд ничего не даст. 
Нужно менять схему работы компенсационных фондов. Он не несет никакой нагрузки и помощи для предупреждения   дефолтов.

У КПК увеличились расходы на кассовые расходы.  (до 10%). 
Кооперативы проигрывают в технологиях и МФО и банкам. Приходит другое поколение, которое хочет получить услуги из дома. Рынку придется объединяться. Возможно поможет ЦБ, коль сами не можем.

Нужно сломать барьер недоверия друг другу.  Разбрасываем свои ресурсы, даем зарабатывать банкам. Не так страшен регулятор, с которым мы находим общий язык.
Отчитываемся банку, используя  бумагу тоннами. Давайте беречь природу.


10.42 Елена Стратьева  Портфель МФО по отношению к банкам - 0,2%  МФО решают социальные вопросы и вопросы развития бизнеса. 7 млн. человек - клиенты МФО.  
Сегмент ПДЛ - 11.6 % онлайн, 6,7% - офлайн 
ИП - 13% 

Рынкк МФО с ЦБ вместе сделали много полезного. Регулирование нуждается воптимизации. Ограничение тарифа дневной процентной ставки - оно беспрецедентное. При существующих ограничениях по Х и др.  

Препятствия для развития рынка
Высокая ставка фондирования
Низкая финграмотность
Плохая платежная дисциплина
Недостаток квалифицированных кадров
Внутренняя несогласованность

ЦБ считает, что он не может  влиять на тарифы банков, так как они рассчитываются, исходя из расходов. Так, может быть, ЦБ нужно  "повлиять" на тарифы (расходы) МФО?  

Рынок вносит предложения и в ЭС при Госдуме, и Банку России.
(9 позиций, есть на слайде, презентация будет на официальном сайте конференции)
Надеемся, что наш голос будет услышан

11.20 Тимур Гареев (Банк России, Университет)
Обучаем представителей МФИ в три этапа. Бесплатно. Даем методические материалы, теоретическую часть. Запустили вебинары для всей страны. Далее записи всех вебинаров зальем на сайт ЦБ.
Более 1100 обученных представителей МФИ. Больше всего обучались ломбарды. 
 Средняя оценка обучения от обучающих  4,3. 

Текстовая трансляция закончена. Следующее включение будет завтра 30 нгоября, в 9.30. Дебаты


30 ноября 2018.
Начинаем дебаты. Модератор  Эльман Мехтиев.



За стандартизацию или кастомизацию.

Илья Соловий и Алексей Лазутин. 
Илья. Стандартизация не противоречит потребностям клиента. Оптимизирует и экономит  процессы.

Клиенты становятся лояльными, не уходя к конкурентам. Стандартизация как упрощение процессов - Да! 

Эльман. А где граница стандартизации. После которой теряются клиенты.

Илья. Этот рубикон отсутствует. Например мы отказались от скриптов. Мы увидели, что это ухудшает клиентский опыт. У клиента было больше вопросов, чем их было заложено в скрипты. 

Эльман. Много ломбардов. Каждый что-то по-своему делает. И вот пошли жалобы. ЦБ спрашивает вас как объединение: а что вы делаете, где ваша граница по стандартизации?

Алексей. из 80,0 тыс. жалоб на всем МФИ только 200 поступило  на ломбарды.  Причем на недобросовестную конкуренцию. Портфель ломбардов сегодня 33,5 млрд. руб.,  90% - под обеспечение  золота.  Залог, оставленный в ломбарде - не принадлежит ломбарду. Ликвидационная стоимость всех залогов в моменте превышает стоимость портфеля.  Таким образом у ломбардов   дефолт очень проблематичен.
Парадокс в том, что обеспечения хватает.  Поэтому в ломбардах мало что поменялось со времен Достоевского.


Алекасандр Дубакин, Минкин Юрий

Эльман.  Как вы будете оптимизировать и кастомизировать свою деятельность, если все стандарты у вас одинаковы?


Александр. Я бы рассматривал все же сегментирование, а не кастомизацию (она сродни каждому пошива костюма под заказ)
МФ рынок - часть финансового рынка.  Можем ли мы создать продукт, которым смогут и будут пользоваться все участники рынка?  Много ли шансов у розничного магазина "у дома", если он будет стандартизироваться под мегаммаркет? Никаких.  Применим эту же аналогию к мф рынку.  Когда СРО МиР подавал  в ЦБ первые предложения по ПСК , там было 70 параметров по формированию. У банков в этой же истории - 20 параметров. Наверное, это не случайно. 

Компании пытаются найти свою нишу. ПДЛ - это тоже ниша, для тех, кто не может найти подобного сервиса на другом сегменте финансового рынка.
Что происходит в Интернете? Если будем формировать однообразные продукты, то это затащит всех нас в единой ценообразование. Новый клиент станет убыточным. Задача - дать такой индивидуальный сервис, который будет конкурентноспособным на рынке.  
Чтобы выигрывать при одинаковых продуктах на входе - нужно выстраивать свою политику и программу лояльности, которые  заставият клиента остаться. Регулятор ограничивает нам подобные вещи (5 займов  в течение года и пр.), но это уже другой вопрос.

Эльман.  Потребителям это надо? Чтобы с каждым из них  было уникальное общение.

Юрий.  Я убежден, что важен компромисс. Глупо спорить, что нужна стандартизация. Но как бы мы глубоко не привели деятельность в какие-то рамки - должны быть индивидуальные особенности.  У нас каждый регион отличается друг от друга. Когда мы увлекаемся стандартами, мы можем с водой выплеснуть ребенка.  Результат не врет. Мухаммад Юнус сравнивал регулирование и говорил: мы можем положить в горшок семена любого дерева, но в рамках горшка вырастет только бансай.
Это важно в планах конкуренции.  Инструктор по прыжкам  с парашюта объясняет последовательность: прыжок, полет, наслаждение и за 100 м готовиться к приземлению. Как узнать, что наступили 100м?  Различаешь человека на земле - это 100м.  Применительно к кредитной кооперации -  я бы   никогда не хотел подниматься на высоту выше 100 м. 

Юнус настолько далеко пошел в вопросах индивидуальности и смелости, что в  традиционной исламской стране рискнул и начал выдавать займы женщинам. Не случайно таким людям дают Нобелевскую премию. А если бы он действовал только в рамках существующих на то время стандартов - вряд ли бы он чего добился. Я не отрицаю стандартизацию, но она не должна ущемлять свободы и не хотелось бы, чтобы стандарты стали тем горшочком.

Эльман. Первый продукт всегда убыточный. Так прозвучало от наших участников. 

Илья.  Первый заем убыточный не только у нас - у всех. Инвестиции в первый заем окупаются последующей работой.  На первых займах мы теряем случайных клиентов. Остаются только проверенные и постоянные.

Александр.  В этом кроются различия в психологии банкиров и микрофинансистов. Приходит некий суперпродавец и говорит, что в первый год будет плохо, а на второй будет все хорошо. 

Илья Чтобы масштабировать деятельность, а не убыток - мы делаем пилот. Выделяем определенную сумму денег на новый продукт, мы смотрим как это работает, мы готовы эти деньги потерять. Если все пошло нормально - мы вкладывает деньги и развиваем продукт. Если мы не достигаем успеха - мы закрываем проект.

Эльман. Как вы определяете для себя допустимый убыток?

Илья. Все зависит от конкретного продукта. У нас десятки видов займов только в сегменте ПДЛ. Если мы запускаем очередной продукт, мы выделяем 10-15 млн. руб. и несколько месяцев на пилот.  Иногда мы понимаем, что нам нужны не месяцы, а  год, чтобы научиться работать с этим новым продуктом.

Эльман. А как в кредитной кооперации?

Юрий.  В отличие от других МФИ в кооперативах деньги пайщиков. Мы не можем себе позволить убыточные программы. Мы очень осторожны к новшествам, которые могут принести убытки. Перекосы в деятельности бывают - но это другая история. Если ситуация сложная, то сокращаем расстояние между периодами с контрольными точками.

Эльман. В чем может крыться уверенность КПК, что клиент вернется?

Юрий. Мы уходим от скоринга - индивидуальный подход к каждому пайщику. У нас не намного, но выше процент по займам чем в целом по рынку. Инициаторами создания нашего КПК были предприниматели. Индивидуальный подход к проблемам предпринимателей - это наша особенность. Мы выслушиваем их проблемы и стараемся совместить ужа с ежом. Статистика невозвратов низкая.  Она и по МФИ самая низкая. В несколько раз.  Действует система поручительства и рекомендаций на вступление. К нам возвращаются клиенты, чувствуя ответственность друг за друга.

Алексей. Первый ломбард был открыт в 1900 году. Ест клиенты, которые более 1300 раз обращались в ломбард и все обошлось без дефолта. Есть клиенты, которые заходят в ломбард просто поговорить. Общение сближает.
Ломбарды только-только начинают использовать новые технологичные решения. Это может быть один из драйверов роста.

Эльман. В Интернете все одинаково и все стандартно. Клиент в офлайн пойдет     туда, где что-то дадут бесплатно. А как   позиционировать себя в Интернете?

Илья. На этапе привлечения в Интернете индивидуальность не так важна. Работает лидогенерация, реклама с правильными бюджетами. Когда клиент начинает контактировать с нами - начинается индивидуализация. И вот тут кастомизация становится очень важной, даже если она затратна. 
В свое время мы запустили выдачу любых займов на карточки любых банков. Мы отдавали себе отчет, что это будет затратно (комиссионные расходы). Но это увеличило конверсию клиентов.  Клиент стал видеть, что он может получить деньги по любому каналу.

Александр.  Есть проблема в онлайн займах. Есть порог убыточности первого клиента, после которого продукт нужно сворачивать. Все платежные провайдеры конкурируют между собой, но работают по одной бизнес-модели. Они пытаются снижать цену на объемах.  Пытаясь уменьшать ставки, мы рискуем  улететь в отрицательную доходность. 
Например, наши займы на образование - крайне экзотическая история. Мы вынуждены действовать на грани образовательного и финансового бизнеса.  Нужно быть на передовой в части технологий, управления рисками. МФИ не могут себе позволить сверхконсервативную бизнес-модель. Нужно выстраивать свою систему рисков.
Альтернативные скоринги, такие как -  поведенческий, другие технологии позволяют нам сокращать расходы. 


Эльман.  5 лет назад не было проблем для потребителя - дадут ли ему кредитную историю. Исследования сегодняшнего дня  показывают, что сейчас 20% поколения  Z жестко заявляют, что предпочтут тот финансовый институт, который даст мне бесплатную кредитную историю.  Какого рода бесплатный сервис мы готовы отдавать, чтобы не делать свою деятельность убыточным? 

Илья.  СМС - оповещение о задолженности. Наличие личных кабинетов, мобильных приложений... 

Юрий. Регулятор позволил КПК заниматься маткапом. Бесплатный сервис у нашего КПК - бесплатное оформление договора купли-продажи, на рынке эта услуга не дешевая. На бесплатных услугах  - много не заработаешь, поэтому продажа билетов (например), сошла на нет.

Илья. Важно предлагать то, что клиенту нужно, даже если оно бесплатно. В МФО 30% просрочка. из них 15% не заплатят никогда, а другую половину мы любим и с ними работаем.  В рамках этой работы с такой аудиторией мы придумываем и консультируем их  где взять деньги - не "займи там, принеси сюда", а где реально заработать. Это возможно, т.к. средний чек просрочки 5- 7 тыс. рублей. Этот инструмент ситуационный и живой. Если только к должникам относиться не как к врагам, а как к партнерам.

Алексей.  ломбарды все в офлайне. Это означает, что розничный объект становится многофункциональным центром (коммунальные платежи, покупка лотерейных билетов и пр.). Это расширяет клиентский трафик. Бесплатно мы , например, можем оценивать ювелирные изделия клиентов. 
При переходе ломбардов в онлайн возможна, например, бесплатная доставка залога в офис.


Александр. Я против бесплатного сервиса. Убыточный первый заем - это не бесплатный сервис.  Если клиент платит за что-то, то он ценит это гораздо сильнее того, что досталось бесплатно.  Ничего не бывает бесплатным. Пытаясь что-то оказывать бесплатно - мы снижаем свою доходность. Как элемент маркетинга для сравнения своих продуктов с конкурентами - это полезно.  Доходность по чеку в 300,0 тыс. руб. не сопоставима с доходностью по чеку в 7,0 тыс. руб.  На больших суммах можно конечно что-то придумать и предложить бесплатно. Чем выше цена товара - тем более индивидуальный подход мы можем использовать. Я не вижу что можно бесплатно делать на маленьких чеках.

Юрий. Не бывает ничего бесплатного. Кто-то за это все-равно платит. Если не клиент - то мы.  Насколько это стоит дорого, чтобы оно было компенсировано чем-то другим? Почему мы заполняем договораы по маткапу? Чтобы потом самим же и работать с ними.  

Эльман.  Нас всех устраивает бесплатный сервис яндекс-навигатора, например.    Бесплатный сервис, если он есть, должен заставлять задуматься: а где мы возьмем на него деньги?   Яндекс, давая нам бесплатные приложения, потом зарабатывает на продаже трафика, в том числе и  государству.



Сколько мы можем находить финансовых инструментов, которые выделяют одни МФИ от других? (приводит в примеры карточные банковские продукты)

Нет жесткого противостояния между только стандартизацией или кастомизацией. 

Но делая только одно или только другое -  мы убьем собственный бизнес! Спасибо всем за участие в дебатах!

Дебаты закончены.

1 комментарий:

Оставьте, пожалуйста, ваше мнение....